Мифические существа

 
 

Водяные лошади. - духи вод, обитающие вблизи рек, озер и по побережьям морей. Каким обликом наделила их вода - никому не ведомо, но, выходя на сушу, они приобретают облик прекрасных лошадей. Именуют их по-разному, различая среди них и огненногривых Кабилл - ушти, и шелковых Ногглов, однако, самые распространенные из водяных лошадей - Келпи.

Келпи - в кэрском фольклоре самая известная из водяных лошадок. Перед штормом многие слышат, как келпи воет.

Келпи - оборотень, способный превращаться в животных и в человека. Если келпи решил принять облик человека, то обычно перекидывается в молодого мужчину с всклоченными мокрыми волосами. У него есть привычка пугать путников - он то выскакивает из-за спины, то неожиданно прыгает на плечи. Так же келпи может являться в обличье прекрасного принца и соблазнять девушек. Узнать его можно по волосам - мокрым и кишмя кишащим ракушками или водорослями. 

Гораздо чаще, чем человеческое, келпи принимает обличье лошади; бывает, он смахивает на помесь коня с быком (тогда у него на лбу вырастают два длинных рога).

Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку - прыгает вместе с седоком в реку. Человек мгновенно вымокает до нитки, а келпи исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой. Но порой, когда келпи чем-то рассержен, он разрывает свою жертву на кусочки и пожирает.

Следы келпи легко узнать, ибо они ставят копыта задом наперед. Келпи способен растягиваться в длину на сколько угодно, человек к его телу просто-напросто прилипает. С помощью волшебной уздечки келпи можно на какое-то время приручить, но когда действие чар закончится, он станет еще опаснее.

Водяные жители - марелы - существа обоего пола, обладающие торсом человека и огромными хвостами, плоскими, как хвост дельфина или кита, живут в морях и глубоких озерах. И мужчины и женщины марелы удивительно красивы. У женщин-марел белоснежная кожа и роскошные волосы, которые становятся золотыми на воздухе, и зелеными в воде.  Мужчины-марелы темноволосы, и статны как легендарные атлеты древности. Марелы часто появляются на поверхности вод, водят хороводы, поют на прибрежных скалах, расчесывая свои чудесные волосы, и плещутся в лунной дорожке. Временами, они могут даже выходить на сушу, поскольку, высыхая, рыбий хвост обращается в человеческие ноги.  Легенды о марелах наделяют их разумом и речью, однако, в остальном до крайности противоречивы. Некоторые  наделяют их почти человеческими качествами, и повествуют о том, что часто марелы спасали тонущих, или даже помогали им отыскивать сокровища на морском дне. Однако, известно также, что марелы злопамятны и мстительны, и, случается, намеренно увлекают очарованных ими людей в глубину вод, или заманивают на скалы, а то и сами топят лодки нерадивых рыбаков, посмевших их обидеть. Невыразимая красота водных жителей породила множество историй, в основе которых лежит любовь марелы-женщины и мужчины-человека, либо марела-мужчины и человеческой женщины. Однако, несмотря на то, что подобные истории редко имеют счастливый финал - желание увидеть марелов почти равносильно суеверному страху перед ними, поскольку никогда не известно - в каком настроении водные жители покажутся людям. О происхождении марелов имеется двоякое представление - по одной версии они - дети Мареала, бога-моря, а по другой - в них превращаются утопленники, особенно утонувшие во цвете лет, возвращенные Мареалом к жизни.

Помимо разумных марелов имеется еще несколько видов водных жителей, и не всегда столь же разумных. К их разряду относятся Зеленозубы - зловредные водяные создания, неопределенного пола, обитающие в небольших озерцах, прудах и болотах. Ими пугают непослушных детей. У них распущенные волосы, длинные зеленые клыки и острые когти, которыми они хватают детей, стоящих у самой воды. Зеленозубы малы ростом, но удивительно сильны, и могут утащить под воду даже взрослого человека, особенно в полнолуние. О том, что рядом Зеленозуб, можно догадаться по тому как пена на прибрежных камнях приобретает зеленоватый цвет.

Корриган - еще один вид водяных созданий - хранительницы родников и источников. Когда наступает полнолуние, корриган выходят из воды, и принимаются расчесывать свои длинные волосы золотыми гребнями, медленно и неторопливо, словно в такт течению воды, которая в такие ночи приобретает целительные свойства. Причесавшись, они купаются и поют. Если смертный мужчина услышит песню корриган, он обречен - либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет. Ночью корриган кажутся невыразимо прекрасными, их золотистые волосы светятся собственным светом. Днем же волосы тускнеют, глаза наливаются кровью, а кожа высыхает, словно у древних старух. Корриган разумны, и, в легендах описаны случаи, когда они давали советы ищущим мудрости, или помогали найти дорогу заблудившимся.

Водные создания
Создания земли

Жители Кэйранда до крайноси суеверны. Богатая фантазия вкупе с огромным, неизведанным, и, часто, пугающим миром вокруг, с давних времен порождала верования в причудливые существа, населяющие этот мир. Эта суеверная мифология родилась еще до Катаклизма, и никому не ведомо, кто первым рассказывал эти истории, но, в существовании самых разных существ, как дружелюбных к человеку, так и враждебных ему - кэрцы уверены так же незыблемо, как и в том, что земля твердая, а небо - сверху. Невероятное множество историй, передающихся из уст в уста, то и дело дополняются новыми, рассказанные "очевидцами" событий, и обрастающими все новыми подробностями от рассказа к рассказу.

Существование таких созданий как множество видов морских дев, водяных лошадей, гоблинов, огров и троллей, эльфов, пикси, черных гончих, Дикого гона, баньши, призраков, баргестов и сотен других - не подвергается ни малейшему сомнению ни детьми, ни взрослыми, и считается такой же нормой жизни, как восход и закат солнца. Культ Двенадцати даже не пытается выкорчевывать эти верования, поскольку они не противоречат вере в богов, да и сомнений не вызывают. Мир этот велик и таинственен, и, кто знает, сколько еще непостижимого таится в глубине лесов, гор и морей.

Помимо всем известных, легендарных и таинственных созданий, вроде драконов, грифонов, единорогов, призраков, привидений, оборотней, и некоторых других, ниже мы приведем наиболее частых героев кэрского фольклора, из числа тех, с которыми регулярно "встречаются" жители.

Тролли - существа огромного роста, наделенные необычайной силой и непроходимой тупостью. Живут тролли обычно в пещерах, где хранят свои сокровища. Они ближе к людям, чем их дальние родичи – йотуны, и занимаются тем, что вредят человеку: похищают скот и красивых девушек, крадут младенцев и тому подобное. Тролли боятся солнечного света, который превращает их в камень. У них рыжие волосы, ходят они в темных штанах и красных шапках. Бытует мнение, что ранее тролли помогали Древним - чинили мосты и прокладывали дороги, однако, с тех пор как Древних не стало - тролли вконец одичали.

Гвиллионы - горные существа, кровавые и зловещие. Они не любят людей и появляются только по ночам. Их любимое занятие - прятаться в тени у горной тропы. Идущих по тропе путников они намеренно сбивают с дороги, нагромождая перед ними каменные завалы.

Горные работники и добытчики стараются не ссориться с гвиллионами, и оказывают им гостеприимство. А те, кто боятся их, могут отпугнуть их острым ножом. Но уж после этого, в горы лучше не соваться, потому что гвиллионы злопамятны.

В дождливую погоду гвиллионы нередко заглядывают в окна к людям, живущим в горах, или поблизости, и темные уродливые силуэты прижавшиеся к окнам, усиливают суеверный ужас перед полной неизвестности ночью снаружи.

Стуканцы - горные существа, искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит копать. По преданиям, с помощью стуканцов многие рудокопы и впрямь находили богатые жилы. Кроме того, стуканцы предупреждают об опасности - принимаются стучать дробно, вразнобой, или же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать. В награду за то, что они приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую одежду. Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются, свист доводит их до такого безумия, что они даже могут свернуть свистуну шею. Зато стуканцы очень любят смех и веселье.

Ростом стуканцы от одного до трех футов, одеты как рудокопы, в кожаных фартуках и с палками в руках.

Горная Старуха – злобный дух земли, обитающий в горах. У нее диковинная четырехугольная шляпа, одежда пепельных тонов, фартук переброшен через плечо, а в руках то ли горшок, то ли деревянный чан. Горе тому одинокому путнику, который встретит Горную Старуху в сумерках или ночью на горной тропе. Она любит зайти в гости в дождливую погоду в какое-нибудь одинокое человеческое жилище где-нибудь рядом с горным перевалом. Если жители будут гостеприимны - старуха уйдет. Но худо придется тем, кто не проявит достаточно радушия.

 
Духи полей и лесов

Бекке - полевые духи. Они помогают расти злакам, и сами растут вместе с ними (чем выше колос, тем крепче бекке). Бекке катаются на волнах, которые гонит по полям ветер, не забывая пугать детишек, приходящих на поля нарвать васильков. Когда с полей убирают урожай, бекке приходится несладко. Бекке удирает от жнецов по всему полю до тех пор, пока не остается один-единственный несжатый участок; если сжинают и его, бекке умирает, а если колосья оставляют стоять, бекке питается ими всю зиму. Иногда, бекке, оставленный голодать, и не желающий умирать, переселяется в дома. Если его подкармливать, со временем он уйдет, в знак благодарности не причинив никакого вреда дому. Если же он сочтет, что его оскорбили, то разломает пивные бочки в погребе, накидает в муку жуков-долгоносиков, заставит гнить зерно. Облик бекке описать трудно, ибо они склонны к оборотничеству и предпочитают зачастую оставаться невидимыми. Людям они могут являться в обличье козла, птицы, кошки, волка и даже насекомого. У многих бекке голова и торс человеческие, а копыта козлиные. Если бекке рассердить, он примется скалить зубы и рычать.

Гильды - добродушные и робкие лесные жители. У них черные волосы, одежда скроена изо мха и палой листвы. Они заботятся о детях и помогают заплутавшим вернуться домой, а голодным показывают съедобные ягоды и орехи.

Дубовики - существа, живущие в дубах. Они маленькие, коренастые, носят красные шапки из поганок; узнать дубовиков можно по этим шапкам и по лиловым носам. Проходящим мимо они предлагают отведать яства из грибов. Тот, кто поддастся на уговоры, заболеет и может умереть.

Зеленушки - проказливые длинноносые создания, которые носят зеленые наряды, красные у них только шапки. Эти крохотные существа живут в лесу и на полях, а время проводят в пирушках за столами из грибных шляпок. От людей, по большей части, прячутся, но, временами, могут подшутить, заставляя заплутать в лесу, или швыряя в одинокого путника шишки с верхушек деревьев.

Зеленые дамы - дриады, древесные феи, чаще всего они селятся в дубах, вязах, ивах и тисе, иногда также выбирают сосны, остролист и яблоню. Нрав у зеленых дам довольно суровый, они ни за что не упустят возможности напугать припозднившихся путников.

Обижать зеленых дам ни в коем случае не следует. Считается, что прежде чем отломить ветку с дерева, в котором обитает зеленая дама, нужно попросить у нее разрешения.

Зелигены - женские лесные духи. Они заботятся о лесе, в котором живут, охраняют лесных животных от охотников; у них есть подземные хлевы, в которых они доят серн и ланей. Они частенько помогают крестьянам собирать урожай, пасти и доить коров, шить и вязать, открывают своим любимцам тайны целебных растений и спасают заплутавших в лесу. Одеваются зелигены в сверкающие белые платья. У них длинные светлые волосы и ярко-голубые глаза. Ростом они с человека и чрезвычайно красивы. Зелигены часто ходят босиком, любят перезвон колоколов и никогда не отказываются потанцевать. Но если человек прикоснется к волосам зелигены, та немедленно уйдет, и больше не появится.

Кранды - Зловредные существа, склонные к воровству и обману, живущие в корнях деревьев или в дуплах. Но если суметь заручиться поддержкой кранда, можно получить магическую помощь. Какую именно - легенды не уточняют.

Гроган - широкоплечее и косматое существо, скрыто обитающее в лесах и полях. Говорят, что в теле грогана нет костей, однако он наделен огромной силой. Он присматривает за скотом на пастбищах, однако поспешно скрывается, стоит только пастуху обратить внимание на мелькнувший под деревьями силуэт.

 
Домашние духи
 

 

Бааван ши - злобные, кровожадные духи, насылаемые Нит, в образе в златовласых красавиц в длинных зеленых платьях. Подол платья скрывает оленьи копыта, которые у бааван ши вместо ступней. Плохо будет тому, кто увлечется красотой такой девы - ибо к утру от него найдут лишь обескровленный труп. 

Баггейн - злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна.

Бист Вилах – страшное чудовище из Бездн. Порой оно принимает облик одноногого калеки, порой является в обличье собаки, или жуткого зверя. Чудовище издает страшный, зловещий вой, заслышав который, люди в ужасе прячутся по домам. Появляется Бист Вилах только по ночам, и охотится за душами людей, совершивших какое-нибудь страшное преступление, и оставшихся безнаказанными. Оно неторопливо, и порой преступник неделями ночь за ночью слышит этот чудовищный вой, который с каждой ночью слышится все ближе. Настигнув жертву, Бист Вилах медленно выпивает его кровь, разрывает еще трепещущее сердце острыми когтями, и утаскивает душу прямиком в Бездны, минуя Суд Богов, где она будет пребывать вечно.

Страх перед медленно надвинающейся, неотвратимой карой так велик, что человек, осознавая ЧТО идет по его следам - зачастую сходит с ума, или кончает жизнь самоубийством, не в силах выдержать такую пытку. Единственное, что может сделать жертва Бист Вилах, чтобы остаться в здравом рассудке, и не попасться рано или поздно в его когтистые лапы - это сознаться в своем преступление и понести за него кару. Лишь тогда чудовище оставляет преступника в покое, и он может рассчитывать на Суд Богов, и хоть какое-нибудь искупление.

Красные шапки - самые злобные из гоблинов. Они живут в развалинах древних башен и крепостей, на полях, на которых бушевали когда-то жестокие битвы. Чем кровопролитнее было сражение, тем сильнее радовались гоблины - ведь они красят свои шапки человеческой кровью. При первой же возможности они норовят подкрасить их свежей кровью, и очень опасны для одиноких путников, на которых могут напасть ночью и насмерть забить своими дубинами. У Красных Шапок длинные, торчащие изо рта клыки, костлявые пальцы, которые заканчиваются когтями, огромные налитые кровью глаза, спутанные грязные волосы, ниспадающие на плечи; они носят железные башмаки, а в руках обычно держат посохи. Силой с Красной Шапкой не совладать, его можно отогнать только серебром. Если показать что-то серебряное, он издаст жуткий вопль, исполненный разочарования, и исчезнет, оставив на земле один из своих клыков.

Фахан - уродливое страшилище, одного взгляда на которого порой достаточно, чтобы умереть от ужаса. У него одна рука, растущая из груди, одна нога, и один глаз посреди лица. По некоторым источникам, из темечка у фахана торчит пук темно-синих перьев, смахивающих на петушиный гребень.

Когда фахан собирается нападать, эти перья становятся дыбом. В руке он обычно держит железную цепь или кожаный хлыст, орудуя которыми, может уничтожить за ночь целый сад. По описаниям, это весьма своеобразная цепь - в ней двадцать звеньев, на каждом звене по пятьдесят яблок, каждое из яблок пропитано отравой. Он нападает людей, и травит сады.

Дантеры - призраки, обитающие в древних развалинах. Они производят такой шум, словно отбивают лен. Если шум становится громче, следует ждать беды. Считается, что дантеры - духи людей, принесенных в жертву в древности при строительстве домов, а также духи животных, чьей кровью окроплен фундамент.

 Слуа - воинство неупокоенных мертвецов. Они стаями носятся по небу и сражаются, не ведая отдыха. Их крики и лязг оружия разносятся далеко окрест в студеные зимние ночи. Кровь слуа пятнает скалы и валуны. Они убивают кошек, собак и домашний скот, безжалостно поражают животных дротиками. Людей они призывают под свои знамена, и те подчиняются, ибо просто не могут ослушаться.

Дикая охота, или же Дикий Гон, Ночная охота - группа призрачных всадников-охотников, проносящаяся по небу, по земле, или по верхушкам деревьев в преддверии каких-либо страшных событий. Впереди всадников с громким лаем мчатся белые собаки с красными ушами, а сразу же за ними Предводитель Охоты, о персоне которого ходят самые разнообразные гипотезы, и полупрозрачные призраки охотников - от истлевших скелетов в болтающихся на них одеждах - до вполне узнаваемых. Многие клянутся, что видели в рядах Охотников - известных им прежде, и уже умерших героев. Дикий гон навевает суеверный ужас, и, вместе с тем странным образом околдовывает, и влечет за собой. Кроме того, есть поверье, что если кто-то увидит, что в кавалькаде призрачных всадников мчится конь без седока, то  это означает, что это место предназначено для него. Такому человеку, обычно, потом видится и другой вариант явления Охоты - молчаливое и бесшумное шествие призраков, словно отражение лунных теней.

Боггарты - недобрые духи, живущие в домах людей. К хозяевам домов, в которых живут, боггарты относятся относительно нейтрально, зато по отношению к гостям крайне недружелюбно. Их любимая проделка такова: прокрасться ночью в спальню, провести холодной, мокрой лапой по лицу человека и сдернуть на пол одеяло. Боггарты живут в чуланах, сундуках, темных кладовых, и могут принимать любой устрашающий облик.  Гостить в доме, где живет боггарт - не большое удовольствие, однако, физически людям они не вредят.

Бохан - проказливый хобгоблин, который иногда подселяется к людям в дома. Он выкидывает достаточно жестокие шутки, но порой и помогает людям. Есть история о том, что в доме одного человека поселился бохан. Он сильно досаждал хозяину, однако никогда не отказывался помочь в работе по дому. Они даже частенько дрались - например, когда бохан похитил у крестьянина его лучшую шапку. Крестьянин пошел разыскивать бохана. Тот сидел у дороги и тер шапку камнем. "Здорово, хозяин. Хорошо, что ты пришел. Если бы я протер дырку в шапке, ты бы помер. Но так просто ты его не получишь. Придется драться". В драке крестьянин отобрал шапку. Потом в доме кончились дрова, а снегу выпало столько, что до леса не дойти. Вдруг раздался глухой удар, и к порогу дома рухнула срубленная боханом сосна.

Брауни -  домовые, существа, живущие в людских жилищах. Ростом с ребенка, они одеты в лохмотья коричневого цвета. Облик брауни своеобразен: у многих нет носа, точнее, переносицы - только две ноздри, у некоторых отсутствуют пальцы рук и ног, у других пальцы есть, но сращенные между собой, отставлен лишь большой. Брауни появляются по ночам и выполняют ту работу по дому, которую не доделала прислуга, рассчитывая на награду - миску сливок и коврижку с медом.

В горных краях брауни помогают крестьянам варить пиво. Есть даже камень, называемый камнем брауни; он ускоряет процесс варки.

Они не прочь поозорничать, а если их рассердить, могут погубить хозяев дома. Стоит предложить брауни новую одежду или какое-либо угощение кроме сливок или меда, как он тут же покидает дом и уже не возвращается, ибо считает, что его пытаются подкупить. Разгневанный брауни превращается в боггарта.

Киллмулис - забавный дух-мельник. Он живет на мельнице; считается, что каждая мельница имеет своего киллмулиса. Рта у него нет, зато есть громадный нос, которым он вынюхивает пищу. Киллмулис всячески заботится о благополучии мельника и горько плачет в канун какого-либо несчастья. Впрочем, он не прочь и пошалить: ему ничего не стоит засыпать зерно пеплом. Призвать его к порядку может только сам мельник, который должен произнести такую фразу: "Киллмулис, старина, где же ты был, когда я зарезал свинью? Теперь ты остался без угощения". Считается, что киллмулис тут же появится и попросит прощения за свои проступки.

Злые духи
 

Анку - зловещий призрак из мира мертвых. Обычно анку становится человек, умерший в том или ином поселении последним в году. Является анку в облике высокого человека с длинными белыми волосами; этот человек везет похоронную повозку. Иногда анку принимает облик скелета. 

Фетч - двойник. Встреча с ним после заката солнца сулит смерть, а в другое время суток - серьезные неприятности.

 

Баргест - (баалгест, гончая тьмы) рогатое существо с острыми клыками и не менее острыми когтями. Баргест может по желанию менять обличье, чаще всего принимает вид косматого черного пса с глазами-плошками, которые пышут пламенем, встреча с баргестом обычно предвещает несчастье и даже смерть. Ночами баргесты носятся по улицам городов и деревень, своими истошными воплями мешая спать добрым людям. 

Банши - зловещий призрак, предвещающий смерть. У банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть банши - к скорой смерти. Плачет банши на языке, которого никто не понимает; в ее воплях будто сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Порой банши принимает облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода. Она то крадется среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.

Бенни или Прачка у ручья - близкая родственница банши. Прачкой у ручья ее называют потому, что бенни можно встретить у лесных речушек, в которых она стирает окровавленные одежды тех, кому суждено умереть. Одета она обычно в зеленое платье. Если человек заметит бенни до того, как она увидит его, и встанет между нею и водой, она выполнит три желания. Бенни ответит на три вопроса, но и сама задаст столько же, причем лукавить с ней ни в коем случае не следует. Считается, что бенни - призраки женщин, которые умерли при родах, а покой обретут, лишь когда подойдет срок покинуть сей мир (то есть в тот день, в который они бы почили от старости).

Кергерайт - дух-плакальщица. Ее рыдания слышатся накануне эпидемий или катастроф - словом, событий, в которых суждено погибнуть многим. На побережье она появляется перед кораблекрушением, причем ее сопровождает бродячий огонек.

Кон Аннон - жуткие псы, "свора Аннона" или "псы из бездны". Встреча с ними предвещает смерть. Сами они, однако, на людей не нападают. Вой Кон Аннон кажется невыразимо скорбным. Тот, кто услышит этот вой, наверняка умрет.

Грим -  зловещий призрак, не столько предвестник, сколько спутник смерти, который чаще всего селится на кладбищах и могильниках. Обычно грим принимает обличье черного пса, пугает людей, воет под окнами больных, предвещая тем скорый конец. Грима можно увидеть во время похорон в дождливую погоду - он смотрит на похоронную процессию с возвышенности, или даже с храмовой колокольни, и по его виду можно узнать, куда отправится душа умершего - в небо или в бездну.

Ворон - не призрак и не дух, а вполне реальный, черный ворон, посланник Нит.  Он появлется ровно за двенадцать дней до того, как человек умрет. Не всегда он предстаетт перед обреченным, человек может слышать его карканье, найти на своей постели или пороге дома чёрное перо, увидеть следы, или лишь почувствовать лёгкое дуновение от взмаха его крыльев. Так происходит одиннадцать дней. На двенадцатый, как бы не старались люди его отпугнуть, ворон садится на крышу дома, и улетает лишь тогда, когда тот, кому он предрек смерть - умирает. Одним из самых страшных проклятий  для суеверных кэрцев является фраза:  “Чтоб тебе ворон явился.”

Предвестники смерти и беды